Ребенок дошкольного возраста активно познает окружающий мир, и от того, насколько богатыми и разнообразными будут его сенсорные ощущения, зависит полнота развития его психики, эмоциональной и физической составляющей. Помочь дошкольнику в познании мира и себя самого поможет детская сенсорная комната. В ней достаточно находиться несколько часов в неделю, чтобы открыть перед ребенком разнообразие окружающего мира, научить его взаимодействовать с ним и понимать суть происходящего.
Содержание:
Для чего нужна сенсорная комната в детском саду
Преимущества сенсорной комнаты перед обычными занятиями
Оборудование для сенсорной комнаты в детском саду
Организация занятий в сенсорной комнате
Требования безопасности для сенсорных комнат в детском саду
Для чего нужна сенсорная комната в детском саду
Преимущества сенсорной комнаты перед обычными занятиями
Занятия в сенсорных комнатах в детском саду считаются элементами экспериментальной педагогики. Тем не менее они зарекомендовали себя как универсальный и эффективный метод для развития и воспитания подрастающего поколения. Потрясающие результаты были достигнуты как в групповых, так и в индивидуальных занятиях с детьми, имеющими разнообразные проблемы развития:
· гиперактивные дети и дети с синдромом дефицита внимания в сенсорных комнатах ведут себя более сдержанно и могут концентрироваться на деталях, избавляются от стресса и полноценно расслабляются в физическом и эмоциональном плане;
· дети со сниженной мотивацией к взаимодействию и обучению, потерей внимания и замкнутостью легко активируют эмоциональный фон, проявляют интерес к обучению и общению со сверстниками и воспитателями;
· аутичные дети устанавливают контакт с педагогом, а затем и со сверстниками, учатся взаимодействию и приобретают необходимые для обучения и развития навыки.
Такие особенности делают сенсорные комнаты универсальным инструментом для комплексной коррекции физических и психологических расстройств у детей младшего возраста. Занятия проводятся в форме игры, а элементы стимуляции отдельных качеств и чувств чередуются с релаксацией, благодаря чему они без усилий обогащают чувственные и физические способности. В будущем это позволит управлять эмоциями, налаживать коммуникацию, выстраивать жизненную позицию и создавать мотивационный настрой к любым видам деятельности.
Оборудование для сенсорной комнаты в детском саду
Для оснащения сенсорных комнат в детских садах используют разнообразное оборудование, которое обладает стимулирующим или релаксирующим действием:
1. Воздушно-пузырьковые колонны, которые стимулируют зрительное восприятие ребенка, заставляют его концентрироваться, следить за движущимися элементами (пузырьками). Помимо стимуляции такие колонны помогают малышу расслабиться психологически.
2. Оптоволоконные панели, которые развивают способность концентрировать внимание. Подобные устройства используются для релаксации и развития способности удерживать внимание на одном действии. Оптоволоконные устройства используются для развития усидчивости у гиперактивных и склонных к агрессивности детей.
3. Интерактивные панели с сенсорными датчиками, которые стимулируют зрительное и звуковое восприятие, помогают малышам установить причинно-следственные связи, а также развивают мелкую моторику, воображение и память. Они незаменимы для малышей в плане развития творческих способностей и логического мышления.
4. Тактильные панели и дорожки, бизборды и балансировочные панели, лабиринты и модули, которые развивают мелкую моторику, активируют двигательную и физическую активность ребенка, развивают логическое и пространственное мышление. Подобные элементы сенсорной комнаты незаменимы для малышей с задержкой речевого и умственного развития, а также при недостаточной коммуникации со сверстниками.
5. Реабилитационные и развивающие элементы (паззлы, конструкторы, симуляторы и тренажеры, сухие бассейны), которые необходимы дошколятам для стимуляции деятельности ЦНС, общего физического развития и бытовых навыков. Такие элементы сенсорной комнаты используются для тонизирования или расслабления в зависимости от особенностей ребенка.
6. Звуковое оборудование, которое воспроизводит музыку, звуки природы и окружающего мира. Используется для формирования представления об окружающем мире, релаксации или мобилизации.
Помимо этого сенсорная комната для детей наполняется различными элементами для создания уютной, комфортной для малышей атмосферы. Для этого используют бескаркасную мебель: пуфики, кресла-мешки, мебель в форме мягких кубиков, матрасы с сухим наполнителем или водные, пушистые ковры и ширмы для зонирования. Текстура элементов должна быть разнообразной, то есть гладкие элементы сочетаются с ворсистыми или структурными.
Создать благоприятную для получения новых знаний и навыков атмосферу помогают декоративные элементы: светильники, подвесные светящиеся потолки, проекторы, увлажнители воздуха и генераторы запахов.
Зонирование сенсорной комнаты
Для планомерного влияния обучающих, стимулирующих и релаксирующих элементов сенсорная комната в детском саду разделяется на несколько изолированных зон:
1. Стимулирующая зона. В ней собраны преимущественно интерактивные элементы и декор, который пробуждает фантазию, заставляет ребенка быть активным физически и эмоционально: конструкторы, бизборды, интерактивные панели, тактильные и балансировочные элементы, сухой бассейн, аквапанель для рисования и многое другое. Звуковой фон активный и жизнерадостный, освещение яркое.
2. Зона реабилитации и развития. Здесь располагают разнообразные тренажеры, тактильные панели и дорожки, напольные конструкторы и дома-трансформеры с интерактивными элементами, паззлы, столы с карточками, книгами и игрушками. На полу развивающие маты и матрасы, яркие коврики с сочетанием различных текстур. Освещение в этой зоне должно быть ярким.
3. Зона релаксации. Самая уютная и наиболее затемненная зона с обилием мягких элементов и бескаркасной мебели: кресел-мешков и пушистых ковриков, водяных матрасов, пуфиков и специальных шезлонгов. Именно здесь рекомендуется устанавливать воздушно-пузырьковые колонны, лава-лампы, оптоволоконные панели, проекторы с отображением медленно движущихся изображений на потолок, генераторы запахов. Звуковой фон в зоне размеренный и расслабляющий, верхний и дневной свет нежелательны.
Так как не всегда можно оборудовать несколько изолированных помещений, сенсорные комнаты в детских садах нередко делают универсальными: изменяют техническое оснащение, интенсивность освещения и звуковое сопровождение по мере необходимости, убирая ненужные элементы обстановки за ширмы.
Организация занятий в сенсорной комнате
Занятия в сенсорной комнате в детском саду проводят в групповой или индивидуальной форме в зависимости от физических, психологических и эмоциональных потребностей воспитанников. Выделяют несколько направлений педагогического и психологического воздействия на малышей:
1. Психокоррекция и коррекция поведения. Используется для детей, страдающих от вспышек агрессии, вспыльчивости, неуверенности в себе и замкнутости. Также такие занятия направлены на выведение ребенка из пассивного состояния или гиперактивности. В зависимости от имеющейся проблемы проводятся стимулирующие или релаксирующие мероприятия, в ходе которых ребенок избавляется от навязчивых состояний, учится контролировать эмоции, налаживать контакты с окружающими.
2. Нейропсихологическая коррекция. Используется для детей преимущественно дошкольного возраста (5-7) лет, у которых отсутствует мотивация к обучению и интерес к познанию мира.
3. Развивающие занятия. Проводятся в младшем возрасте (от 1 до 3 лет), а также у детей постарше, у которых отмечаются проблемы с памятью, вниманием, образным мышлением и фантазией, речью. В результате дети расширяют пассивный и активный словарный запас, учатся ориентироваться в пространстве и управлять своим телом, наблюдать и запоминать информацию.
4. Психотерапия и коррекция психоневрологических проблем. Подобные занятия полезны для детей с заиканием, страхами, прочими нарушениями психологического и психоневрологического характера. Проводятся преимущественно индивидуально или в небольших группах (2-3 человека).
В старших группах детского сада сенсорные комнаты используются для психологической и эмоциональной подготовки детей к дальнейшему обучению. Педагоги работают над формированием мотивации, обучают навыкам самостоятельного эмоционального и физического расслабления, повышению устойчивости к стрессам.
Требования безопасности для сенсорных комнат в детском саду
Наполнение сенсорной комнаты в детском саду должно отвечать стандартным требованиям безопасности: не представлять угрозы физическому здоровью, соответствовать нормам гигиены и не быть токсичными.
Исходя из них все предметы обстановки не должны иметь острых углов, при контакте с которыми дошколята могут пораниться. Именно поэтому при оснащении комнат стоит отдать предпочтение бескаркасной мебели и элементам с мягким наполнением. Это относится к пуфикам, коврикам, креслам, игровым блокам (напольным конструкторам, домикам-трансформерам и т.д.). Мелкие элементы должны быть прочно прикреплены к основным конструкциям.
Материалы, из которых изготовлены элементы в сенсорной комнате детского сада должны легко мыться и обрабатываться. Ворсистые коврики и текстильные предметы интерьера должны быть обработаны пыле-, водо- и грязеотталкивающим составом, безопасным для детей младшего возраста. От них не должен исходить химический запах.
Особое внимание уделяют электронным и электрическим устройствам. Они должны быть устойчивыми к высокой влажности, а провода, розетки и выключатели необходимо размещать так, чтобы у детей не было доступа к ним.
Сенсорные комнаты в дошкольных учреждениях приобретают все большую популярность благодаря возможности комплексно решать проблемы психологического, эмоционального и физического развития детей. Они не могут заменить обычные игровые комнаты, так как имеют принципиально иное предназначение. Познание себя и окружающего мира, обучение и коррекция нарушений в них осуществляется через все органы чувств малыша, что делает занятия более результативными.
Елена
|
Подскажите пожалуйста, есть ли какие-либо ограничения по продукции для оснащения Сенсорной
комнаты в детском саду? |
Администратор
|
||
| ||
Гость
|
Где можно посмотреть и купить оборудование?
|
Администратор
|
||
к нашим менеджерам для того, что бы определиться с датой Вашего приезда. Телефон: +7 495 64-097-64 | ||
Гость
|
Скажите пожалуйста, не могли бы Вы подобрать оборудование согласно нашего списка и пожеланий?
|
Администратор
|
||
| ||
Гость
|
Будем благодарны, если поможет с выбором оборудования и составлением технического задания для аукциона!
|
Администратор
|
||
| ||
Гость
|
Подскажите пожалуйста, сем оборудование Вашего производства отличается от другого, заявленного на других сайтах?
|
Администратор
|
||
| ||